Колокола и колокольчики

ИЗ МУЗЕЙНЫХ ЗАПАСНИКОВ

Горбунова Ольга Борисовна – хранитель музейных предметов.

Если вам интересно взглянуть на предметы, хранящиеся в запасниках Невьянского государственного историко-архитектурного музея и скрытые от взора посетителей, то эта страничка для вас. Представляем вашему вниманию колокола и колокольчики. 

 Для удобства восприятия разделим предметы по функциональному назначению на следующие виды: ездовые (ямщицкие), корабельные, железнодорожные и пастушьи колокола.

Ямщицкие колокольчики использовались для подачи звукового сигнала при езде на лошадях. Название связано с тем, что первоначально такие колокольчики использовались только на «ямских» –  почтовых экипажах.

 Все представленные ямщицкие колокольчики имеют надписи.  В большинстве это опознавательные тексты, включающие имя изготовителя, место и год изготовления.  Такие надписи выполняли  функции словесных товарных знаков, рекламы и были своеобразной гарантией качества.

Одни производители обозначения делали на лицевой или внутренней стороне тулова, другие – на сковороде (крыше) вокруг ушка, кто-то на днище (внутренней стороне сковороды) вокруг петли.

НМ 1224/ М- 356. Колокольчик ямщицкий. Начало XIX в. в 8,7, д 9,1. Плотность 2. Надпись литая по нижнему краю юбки: «ЛИЛЪ СЕИ КОЛОКОЛЪ ВАСИЛЕИ СВЯТУХИНЪ В КУНГУРЕ».

 

 

Поступил в 1973 г. от Симбирцева Андрея И. Пермская губерния, уездный город Кунгур.

Святухин Василий [середина XVIII – первая половина XIXвв.]- один из наиболее известных мастеров Кунгура в начале XIX в.

Известны колокольчики Василия Святухина 1811, 1813, 1816, 1817, 1823 гг. (1*)

         

.

.

.

.

.

.

.

.

.

НВ 5373. Колокольчик ямщицкий. 1863-1914 гг. в 8,8, д 6,5. Плотность 2. Надписи: «В ПУРИХѢ № 2 Е.КЛЮИКОВА» (днище вокруг петли), «2» (на сковороде)

.

.

Поступил в 2012 году из старых поступлений

Нижегородская губерния,  Балахнинский уезд, Пурехская волость, д. Остапово.

Клюйков Егор Спиридонович. [XIX – начало XX вв.] Колокололитейное заведение основано в 1863 году. С 1879 года официально относится не к кустарному производству, а к фабрично-заводской промышленности. На заводе применялся паровой двигатель, в 1912 г. на нем работали 28 человек, что составляло пятую часть всех живущих в Остапове мужчин. Клюйков Е.С. управлял заводом до 1914 г., затем передал его зятю Митяеву. Золотая медаль на выставке в Брюссели в 1907 г. Большая серебряная медаль за колокольчики и золотая медаль за корабельные детали в Ростове – на – Дону в 1908 г. Золотая медаль за колокольчики в Риме в 1913 г. Использовал в оформлении изделий выставочную символику. Участвовал на Нижегородской ярмарке в 1907,1908, 1909, 1910 гг.

Известны колокольчики 1878, 1879, 1880, 1881, 1882, 1884, 1886, 1887, 1889, 1890, 1891, 1893, 1894, 1897, 1903 гг. (2*)

     .

.

.

.

НМ 15569 Колокольчик ямщицкий. Конец XIX – начало XX вв. в. 8,5, д. 6,2Надпись литая на сковороде: «№4» (по краю), «ЗАВ. В. Ф. ВIЪДЕВА С.ПУРЕХЪ НИЖ. Г. (у основания  уха).Плотность 2.

.   

Поступил в 2014 году из старых поступлений.

Ведев Василий Федорович [XIX – начало XX вв.] Применял заводскую маркировку.

Д. Андреево, Андреевской волости,  Балахнинского уезда, Нижегородской губернии. (3*) 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Следующий колокольчик – пример того, как мастер выделил свой товар из массы однотипных изделий, сочетая опознавательный текст с особыми изобразительными элементами – разделительными знаками между словами. Кроме того, тулово колокольчика декорировано специфическими литыми поясками и изображением шестиугольного щита с всадником на коне, поражающего копьем змея.(4*) Такой художественный прием применен для создания у покупателя позитивных ассоциаций с данным изделием и более успешным его продвижением на рынке, тем более, что Георгий

Победоносец – покровитель скота – лошадей.

.

НМ 1069/М-353 Колокольчик ямщицкий. 1880г. в.11, д. 12. Плотность 3.Надпись литая по нижнему краю юбки: «МАСТЕРЪ * АНДРЕИ * ФЕДОРОВЪ * МОЛЕВЪ ** **1880 * ГОДА*».

 

Между словами разделительный орнамент в виде трилистника. По верхнему и нижнему краям юбки «жемчужная нить».  На тулове литое изображение шестиугольного щита с всадником на коне, поражающего копьем змея. Конь скачет вправо. Изображение повторено четыре раза.

Поступил в 1972 г., от Рогожина Михаила Ивановича.

Нижегородская губерния, Балахнинский уезд.

Молев Андрей Федорович [XIX – начало XX вв.]  Известны колокольчики 1870,1878,1879, 1880, 1881, 1882 гг. С 1871 по 1876 гг. работал совместно с братом Иваном Федоровичем, затем разделили бизнес и каждый стал производить изделия от своего имени. (5*)

.

.

.

.

.

.

.

.

На двух, представленных далее, колокольчиках одна из самых распространенных надписей: «Кого люблю – того и дарю». Ведь колокольчики нередко использовали в качестве подарков, причем, подарков престижных. В тексте содержалось подтверждение особого расположения к одаряемому: от всей души преподносится особенный подарок, признанный всенародной любовью.

В каждом колокололитейном центре этот текст отливали со своими особенностями.  На валдайском колокольчике мы видим между словами разделительный знак в виде двоеточия. Индивидуальность слободского изделия подчеркнута акантовой волютой.

1 2 3
jquery image slider by WOWSlider.com v5.5

НМ 1066/М-350 Колокольчик ямщицкий.  Первая половина  XIX в. в.9,7, д. 9.  Плотность 4.

Надпись литая по нижнему краю юбки: «СЕИ : КО : ЛИТЪ : ВАЛДАЕ  КОГО ЛЮБЛЮ : ТОГО И ДАРЮ:»  Разделительные знаки в виде двоеточия.

Поступил в 1972 г. от  Рогожина Михаила Ивановича. Новгородская губерния, Валдайский уезд. Валдай – зачинатель поддужно-колокольного промысла, поэтому колокольчики классической формы часто называют валдайскими. Первые колокольчики (еще неподписные) появились в 70-х годах XVIII в., датированные – с 1802 г. Расцвет промысла приходится на 20-40-е гг. XIX в. (6*)

 

1 2
slider jquery by WOWSlider.com v5.5

НМ 2069/М-362  Колокольчик ямщицкий. 1808 г.  В. 9,  д.10,2

Надпись литая по нижнему краю юбки в две строки: «КОГО * ЛЮБЛЮ * ТОГО * И ДАРЮ*» (верхняя строка) / «1808  Го * ЛИЛЪ  * СЕИ * КОЛОКОЛЪ * ВЪ СЛОБОДСКОМЪ * ИЛИЯ * КАРКИНЪ *» (нижняя строка).

Между словами разделительный орнамент в виде акантовой волюты. Плотность 4. Поступил в 1986 году от Издеберских Юлии Павлиновны.

Вятская губерния, уездный город Слободской.

Каркин Илья (Илия) Трифонович – потомственный мастер, сын основателя первой в Слободском мастерской по отливке  больших колоколов –  Каркина Трифона Ивановича  (1755 – 1795). Илья Каркин один из первых в Слободском стал изготавливать подписные колокольчики. Известны его изделия 1806, 1807, 1808, 1810, 1817,1818 гг.. (7*)

Два колокольчика имеют надпись «с серебром». Колокольчики с такими надписями имели более высокую цену по сравнению с колокольчиками без этих текстов. По свидетельству специалистов, надпись «с серебром» делали в рекламных целях. Серебро в колокольчиках присутствует лишь в виде примеси (0,04 % -0,05%).  Вопреки распространенному мнению, увеличение доли серебра в бронзе не улучшает акустических свойств колокола, а наличие его более 2 % напротив ухудшает их.(8*)

НМ 1895/ М- 366. Колокольчик ямщицкий. Конец XIX – начало XX вв. в 8, д.6,6. Плотность 2. Надпись: «СЪ СЕРЕБРОМЪ № 1» (днище вокруг петли)

.

.

Россия. Мастерская не установлена. Поступил в 1980 г. от Шитова Бориса Ивановича

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1 2
image slider jquery by WOWSlider.com v5.5

НМ 15568.  Колокольчик ямщицкий. Конец XIX – начало XX вв.  в.7,6, д.5,6. Плотность 3.

Надпись литая на изнанке юбки: « СЪ СЕРЕБ ПО ЗАКАЗУ  К Т О СОР БИЛ». (в слове «заказу» вторая «з»- оборотная, словосочетание «сор бил» прочитано предположительно, т.к. отливка нечеткая.) Россия. Мастерская не установлена. Поступил в 2014 году из старых поступлений.

Бубенец – колокольчик, как правило, шарообразной формы с прорезями, глазками и дробиной внутри. Имеет более слабый и глухой звук, поэтому иначе их называют «шаркуны». «Шаркать» -производить шорох, стучать, бренчать. Наиболее широкое распространение бубенцы получили в середине XIX века, когда их стали надевать на лошадей вместо поддужных колокольчиков. Такая замена была обусловлена запретом на использование поддужных колокольчиков на частных экипажах. (9)

Невьянский музей владеет весьма редкой формой бубенца из медного сплава.(10)

НМ 15368 Бубенец Шаркун XIX в. в 6, д 4,8, ш 3,5
Россия, Невьянский завод (?)

.

.

Поступил в 2016 г. от Лепинских Валерия Ивановича.

Найден при ремонтных работах под обшивкой деревянного пристроя к дому по адресу ул. Кирова, д 21, кв. 1. Дом – объект культурного наследия областного значения, ранее в нем жил Павел Полежаев, владелец скорняжной мастерской.

 

 

.

.

.

.

.

.

.

Железнодорожные колокола применялись для оповещения пассажиров о прибытии и отправлении поезда.

НМ 1764 /М-1469 Колокол железнодорожный. Конец XIX – начало XX вв. в.34, д.32

.

.

.

Поступил в 1978 г. от Прохорова Владимира Александровича, начальника железнодорожной станции Невьянск.

Висел на железнодорожной станции Таватуй Свердловской железной дороги.

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Судовые колокола применялись для отсчета времени, для подачи сигналов, предупреждающих о столкновении судов в условиях ограниченной видимости, для оповещения о пожарной, водяной и иной тревоге, во время спуска и подъема якоря.

 Согласно Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море (1972 г.) всякое судно, длина которого достигает 12 метров и более должно иметь колокол. Диаметр колокола должен быть не менее 200 мм для судов длиной от 12 до 20 метров, для судов длиной более 20 метров не менее 300 мм. Масса языка должна составлять не менее 3 процентов от массы колокола. Колокола должны быть изготовлены из коррозионностойкого материала и издавать звук чистого тона.(11*)

1 2
wordpress slider by WOWSlider.com v5.5

НМ 1372 Колокол судовой. Первая половина ХХ в. в.19, д.21 .Клейма на сковороде: «РЫБКОЛХОЗ  ИМ. ШМИДТА ОДЕССА»,  «1756 РТС ” Поступил в 1975 г. из утильсырья.

Ботала (болтала) – пастушьи колокольчики, надеваемые на домашних животных при свободном выпасе. По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку, пастухам можно было отыскать отбившихся животных, а потерявшимся животным найти свое стадо. Кроме того, издревле считалось, что звук ботала отпугивает хищного зверя.

.

.

Ботало могли сделать в любой кузнице, но в Невьянске в начале ХХ века более ценились ботала кузнецов-жестянщиков Замоткиных. Василий Александрович Замоткин, заслуженный краевед, Почетный гражданин Невьянска, потомок славной династии мастеров, восстановил технологию изготовления ботала. Она состояла из следующих этапов: разметка рубашки, ее вырубка, требующая особой сноровки и точности движений, клепка (сшивка по бокам), затем пробивка отверстия для петли и подвешивания языка. И в завершении – покрытие изделия бронзой. Для этого его помещали в конский навоз для обезжиривания, затем обкатывали в бронзовом порошке, обмазывали глиной с опилом, давали подсохнуть и помещали в раскаленный горн. Получался качественный, звонкий колокольчик.(12*)

.

.

.

НМ 14914 Ботало. Конец XIX – начало XX вв. в14,2 д. 9,2 ш. 5.

.

.

Поступил в 2015 г. от Матвеевой Елены Аскаровны. Подобные делали в кузнице Ивана Лукиановича Замоткина, бытовали в с. Нижние Таволги.

.

.

.

.

1 2 3
slideshow html by WOWSlider.com v5.5

НМ 12909/ М-1439  Ботало. Начало ХХ в. в. 15,5 д. 9 ш. 7. Поступил в 2012 г. из старых поступлений.

.

.

НМ 14908 Ботало. Первая половина ХХ в. в 12,2 д 9, ш 6,3.

 

 

Поступил в 2016 г. от Набиуллиной Венеры Рафкатовны. Ботало найдено в 1998 году в Невьянске по улице Урицкого в доме, разрушенном при пожаре

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

НМ 12910/ М-1440 Ботало. Первая половина ХХ в. в.11, д.6

 

.

Поступил в 2012 г. из старых поступлений.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

 

.

.

И в заключение, приглашаем всех посетить экспозиции нашего музея, где демонстрируются не менее любопытные и редкие экземпляры обширной «звонкой коллекции».  А заодно и подняться на Невьянскую наклонную башню Демидовых, предоставляющую возможность увидеть и услышать один из лучших и немногих, дошедших до наших дней, образцов колокололитейного искусства невьянских мастеров – большой колокол курантов, которому 1 июня 2017 года исполняется 285 лет.

Библиография.

1.Глушецкий А. России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик. М.. 2007 г. – С. 230.

2.См.: Там же. – С 214-215.

3.См.: Там же. – С 211.

4. Горбунова О.Б. Ямщицкие колокольчики в фондах ОГУ НГИАМ. //Четвертые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. – Невьянск, 2010. С. 71.

5. См.: Глушецкий А. Указ.соч – С 216.

6. Ганулич А.К. Слышен звон бубенцов издалека…М.: Сов.Россия, 1990. – С. 87-88.

7. Глушецкий А. Указ.соч. С.205

8. Ганулич А.К. Указ соч. С. 67.

9. Ганулич А.К. Указ соч. С. 77-78.

10. Горбунова О.Б. Семь историй о дарах в коллекцию металла Невьянского государственного историко-архитектурного музея в 2015-2016 годах. //Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции 3 декабря 2016 г. – Невьянск, 2016. С 301-302.

11. Глушецкий А. Указ.соч. С.12-14.

12. Боляхина Ю.А. О чем рассказала старая фотография. Материалы 8-й Уральской родоведческой научно – практической конференции (13-14 ноября 2009 г, Екатеринбург) Екатеринбург, 2016 42 с.-45 с.